Александр Фрязинов о велосипедизации Краснознаменска

06.04.2014 10:24 Источник: velomesto.ru    Добавил: Редакция


В 2012 году в малом подмосковном городе Краснознаменске за счет городского бюджета была построена велосипедная кольцевая дорога длиной в 5,5 км. 
А в 2013 году администрация города поддержала проект строительства велопути к железнодорожной станции Крекшино. 
Александр Фрязинов, сторонник развития городского велосипедного движения Краснознаменска, рассказал проекту VeloMesto о велосипедизации в его городе, о взаимодействии с властями и о том, что надо делать, чтобы велоинфраструктура появилась и в вашем населенном пункте.

Карта велодорожек Краснознаменска

Velomesto: Александр, расскажите, кто начал продвигать проект кольцевой велодорожки в администрацию и как вообще всё начиналось?

Александр Фрязинов

А.Фрязинов: Для начала напомню: мой 40-тысячный город Краснознаменск – почти наукоград, работающий на военный космос, со статусом ЗАТО, достаточно изолированный от окружающих поселений, с образованным и самым молодым населением в Московской области. Соответственно, в городе самая высокая рождаемость в МО, самый большой % детей.

Ещё одна особенность – боевые и актуальные местные интернет-форумы, давно вытеснившие в сознании горожан официальные СМИ (недавно даже начат успешный экспорт форумных технологий в соседние сонные города). Все ветви власти начинают день с их просмотра и весьма озабочены своим интернет-реноме.

Пожалуй, идея велодорожек возникла в процессе довольно жесткого обсуждения нового генплана города на форуме. Напрямую к властям города с просьбой о велодорожках никто не обращался. С большим удивлением через полгода на публичных слушаниях по проекту генплана увидел там велодорожки! Проект делал ГУП МО «НИиПИ градостроительства». Включение велодорожек в техзадание на проектирование в конце 2011 года, выделение 15 млн. руб. на их строительство в 2012-ом – заслуга Администрации города и её руководителя М.В. Сапунова. Генплан принят в июне 2012, в июле начали строительство, осенью закончили. Особое достижение - велосветофоры, пока единственные в московском регионе, и похоже, в стране:

светофор на велодорожке в Краснознаменске

Велопарад в Краснознаменске

V: С какими проблемами вы столкнулись во время реализации проекта кольцевой велодорожки?

А.Ф.: Никаких велосипедных традиций, как например, в Дубне, город не имел. Трассировку велодорожки несколько раз меняли. Из построенных 5,5 км 5 км – новые изолированные, метров 500 нарисованы на существующем асфальте. Стандарт прокладки – траншея в грунте глубиной 0,5 м, песок, гравий, крошка б/у асфальта, слой 6 см нового асфальта. По краям бортовые камни, уложенные плашмя заподлицо с асфальтом. Ширина двухсторонних велодорожек – 2,1 м. Маловато, но народ уже привык, за год столкновений при разъезде не было. 

Трудно дались пересечения с тротуарами и автодорогами. Некоторые места лепили от досады и отсутствия опыта, как могли.

Трудно дались пересечения с тротуарами и автодорогами. Некоторые места лепили от досады и отсутствия опыта, как могли.

Порвали мини-трактором некоторые коммуникации коммерсантов, сделанные на глубину менее установленного 1 метра.

Нам удалось отговорить проектировщиков от покраски всей поверхности велодорожки краской, как от бессмысленной затеи. 
Прошедший год городские объекты оснащались велопарковками. 
Увы, недоглядели, и снабженцы закупили не самые удачные конструкции. Но и они не пустуют:

Велопарковка у дома детского творчества

Велопарковка у детской спортшколы

Из текущих проблем: ГАИ в упор не желает видеть, что в городе есть велодорожки, и не хочет заходить на них. Просто периодической демонстрации кепки инспектора достаточно, чтобы порядка было больше. Никто не занимается с детьми в школах (а надо и в детсадах!), как передвигаться по дорожкам. Дорожную азбуку детям преподают по замшелым шаблонам. Бюрократия-с… Спасибо, что  автомобилисты города очень аккуратны на велопереходах - всегда пропускают (на всякий случай).

3.jpg

V: После прочтения краснознаменского форума стало понятно, что были и другие проблемы: изменилась ли как-то ситуация с пешеходами на велодорожках, привели ли в порядок тротуары, поврежденные при строительстве, и те, которые пришли в негодность от старости?

А.Ф.: С пешеходами сложно. Посторонних в городе нет - он закрытый. Где проложены велодорожки, все отлично знают. То есть там ходят только принципиально считающие возможным прогулки по велодоржке. Треть постов темы городского форума по велотеме – про это. Основные оправдания: «сначала почините тротуары рядом; мне так ближе/удобнее; здесь ровнее, не трясёт ребенка в коляске; велодорожки – для всего, что на колёсах; а вот я буду здесь ходить». Коронный номер – две мамы с колясками перекрывают обе велополосы, идут и беседуют.

мама с коляской на велодорожки

Основной неубиваемый аргумент: «Если вам плевать на взрослых велосипедистов, то как вы смеете подвергать опасности велодетей,  их на велодорожке – половина. Прекратите выпячивать своё ЭГО». Хотя за год эксплуатации – пока только одна сломанная велорука из-за пешеходов на дорожке.

Отдельно хочу обратиться к роллерам: по европейским стандартам вы относитесь к пешеходам, ваше катание по велодорожке опасно. А вот самокатам - зелёный свет.

Да, мини-тракторы подрядной фирмы при прокладке кольцевой ВД изрядно попортили газоны, побили тротуары из плитки. Весь 2013 год исправляли и обновляли. Последствия уже незаметны. Конечно, сплошной переделки тротуаров не проводили, только замена участками асфальта. Напомню, на душу населения в Краснознаменске приходится около 33 тыс. рублей городского бюджета, в Москве – около 120 тысяч! Мы не шикуем. Прикиньте ситуацию на свои города.  

V: Как обстоит дело с проектом велотрассы до Крекшино? (Проект велодорожки на станцию Крёкшино)

А.Ф.: У сети городских велодорожек есть радиальный участок к городской лыжной, а в будущем лыжероллерной трассе. Предлагается продлить его в сторону железнодорожной станции Крекшино. Так сложилось, что Краснознаменск вообще не имеет выхода на Киевскую ветку электричек, и на автобусах тоже, хотя находится рядом. Администрация города проект поддерживает и готова реализовать, но с областным софинансированием. Я понимаю такую позицию: шальных денег в городской казне нет, через полгода местные выборы, с электоратом надо поаккуратнее. Областное правительство давно получило наш запрос о помощи, но пока медлит. Налажены личные контакты. В целом, новая команда транспортного блока подмосковного правительства молода и энергична. У нас неплохие перспективы.

V: Что, по вашему мнению, является главным движущим моментом велосипедизации небольших городов: личная инициатива, группы активистов, желания администрации?

А.Ф.: Везде по-разному. В условиях вертикали власти и придушенного гражданского общества в большинстве случаев в передовиках будут мэры-энтузиасты, особенно, если им помогут сверху.  Не забывайте, почти все малые города сидят на областных субвенциях. Думаю, есть немало «латентных» мэров-энтузиастов, которых общественники могли бы «разбудить» и снабдить вечно спешащих руководителей необходимыми «выжимками» информации на тему.

Велообщественность обычно объединяется вокруг неформальных лидеров. Можно только пожелать им терпения и стойкости при временных неудачах.

Очень часто крутые байкеры тянут одеяло общего дела в свою сторону: хотим трассу для триала – вот туда и деньги, а по городу мы и так ездим. Но это же чисто спортивный объект, к транспорту не причастный! Им дорога – в отдел спорта с его отдельным бюджетом. В нашем городе давно есть небольшая триальная трасса - что-то от неё велосипедизация не продвинулась.

Велодорожки – для начала, для неохваченных ранее категорий: бабушек, мужичков с брюшком, дам среднего возраста, которые ездят на простых городских велосипедах. Без велодорожки они на байк точно не сядут. А главное – для детей, теперь родители спокойно отпускают их кататься по городу. Уже ради детей в малых городах игра стоит свеч.

V: Для только начинающих развивать велосипедную инфраструктуру городов какой посоветуете алгоритм работы? Что делать, если люди хотят построить велодорожку в своем городе?

А.Ф.: Абсолютно необходима широкая дискуссия на общих городских форумах (в моём городе вообще нет отдельного велоресурса).  Неоценимы рассказы очевидцев о зарубежной и особенно отечественной велоинфраструктуре с картинками. Регулярно обновлять велотемы форумов интересными новостями (спасибо журналу Веломесто и другим источникам). Обыватели и чиновники должны понять: велосипедизация - это реально и принесёт пользу.

Не лениться вступать в полемику со скептиками. Пример из Краснознаменска: «Велодорожки конечно круто, но почему двор моего дома до сих пор напоминает поле боя у Прохоровки? Ведь для его ремонта нужны те же материалы, те же рабочие? Как всегда, популизм. До кучи к велодорожкам можно придумать, что у нас в городе существует проблема с гибелью диких животных на дорогах и понастроить спецпереходов. Красиво, дорого, инновационно».

Попробуйте обратиться к бизнесу. Например, я сейчас «раскручиваю» строительную фирму, возводящую хороший жилой квартал на дальней окраине города, на километровую дорожку до городского велокольца. Выложил им подробную трассировку. Цена вопроса – 3,5 млн. руб. Прошу продемонстрировать на деле социальную ответственность своего бизнеса, помочь будущим жильцам передвигаться по городу. И ведь сами в накладе не останутся, квартиры охотнее будут покупать в нынешний кризис!

Отдельная статья – гласная и негласная работа с чиновниками. Публикация писем и ответов на них. Пришла отписка – сразу отправляйте новое письмо с конкретными уточняющими вопросами: кому поручено, сроки исполнения, сколько денег/тонн/километров? Проведите городской велопраздник – чиновникам придётся согласовывать, участвовать. Появятся неформальные контакты. Появится велообщественность. Ищите источники внешнего софинансирования велопроектов.

Друзья, не варитесь в собственном велосоку, идите в люди!

велодорожка в Краснознаменске

Сюжет: Велотранспорт всего новостей в сюжете 49


а са с6 апреля 2014 в 16:01
Не делайте велодорожку к Крекшино-поясню причину:даже если в смете будут участвовать Подмосковное правительство-это деньги ,выбрашенные на ветер.Все лето бегаю по этим лесам ногами,распишу проблемы:1.Кусок просеки от лыжной трассы до газопросеки-очень проблематичное достаточно заболоченное место где-то 1 км длины,лес сьеден короедом-деревья будут постоянно падать.Очень интенсивно там гоняют квадрациклы,все испахано колеями-для них проложенный асфальт будет суперподарком; 2. кусок по газопросеки-это вообще федеральное имущество-там труба диаметром 1 метр-газ высокого давления-никто там прокладывать дорожку не даст-рядом пожалуйста-но там такая болотина... 3. кусок автомобильной дороги между СНТ-это частная дорога очень сомневаюсь ,что там разрешат рисовать предупреждающие велознаки дорога шириной 3-4 метра интенсивность движения порой достаточно высока значит высок риск аварий,рядом проложить велодорожку физически там нереально. От начала лыжной трассы(лыжной базы) до платформы крекшино не 2,:5 км а около 4,5 .Вопросов масса -кто будет обслуживать эту велодорожку- убирать листья ,упавшие деревья гонять квадриков и все это ради того ,чтобы 10-15 человек в будни и 20-40 человек в выхи прокатились до Крекшино(причем место,где велодорожка выскочит на автодорогу и петлчние по крекшинским переулкам-уже никакое не экологическое катание там выхлопов будь здрав).Оптимально было бы пролоббировать закатку в асфальт лыжной трассы -2,25 км ,возможно заасфальтировать еще 2 перемычки -и будет вообще море вариантов для катания причем с рельефом и реальными ответственными за трассу(а если свет по лыжной трассе продолжат на всю длину ,а не на 600 метровый круг-будет совсем шоколадно).
ответная реплика
ЗигаславЗигаслава с6 апреля 2014 в 20:31
ещё не надо забывать, что каждая дорожка (до апрелевки, крёкшино и т.д.) означает, что ещё и дополнительное КПП понадобится
ответная реплика
mike124mike1246 апреля 2014 в 16:37
Не, ну это просто замечательно: не хер ходить по велодорожкам!
Вдоль госпиталя тротуар просто смели, как будто там никому ходить не надо. И как быть?
Тоже самое на пешеходной дорожке к 1-му КПП. Из-за постоянных криворуких ремонтов каких-то подземелий превратили в г..но пешеходную дорожку. Она на большом участке скрыта водой. Даже в жару. И что, как теперь там пройти?
Я уже не говорю о проходе к лыжной трассе. Велодорожку слепили, а тротуар?

По мне, так сначала на городские деньги надо было закатать в асфальт все тротуары, особенно там, где положили эту дебильную плитку. И проложить там, где их еще нет. А потом уже лепить велодорожки. Но у нас — как всегда. Бросаем, что построили и лепим новое. Потом появится еще один энтузазист — будет лепить дорожки для детских колясок, и про велодорожки забудут. Затем еще один вспомнит про обладателей роликовых коньков, и так — до бесконечности...

И кстати, какого лешего велосипедисты, вместо того, чтобы ездить по своим дорожкам, все равно прутся по проезжей части? В 10-ти метрах справа есть дорожка — нет, крутит педали перед носом машин.

По поводу планов: велодорожку надо проложить вдоль улицы Автомобилистов, минимум, до очистных. Сделать, конечно, это затруднительно, но надо. Именно там особенно опасный для велосипедистов участок. И именно там их особенно много. Вдоль забора с 59-кой придется объединить тротуар и дорожку. Ну и забор на метр-полтора от дороги сдвинуть — иначе столбы мешают.
ответная реплика
РедакцияРедакцияmike1246 апреля 2014 в 20:55
Да есть такое дело:
ответная реплика
ИннаИннаmike1246 апреля 2014 в 23:55
Я во многом со сказанным вами согласна. Только одно уточнение насчет "По мне, так сначала на городские деньги надо было закатать в асфальт все тротуары, особенно там, где положили эту дебильную плитку. И проложить там, где их еще нет. А потом уже лепить велодорожки. Но у нас — как всегда. Бросаем, что построили и лепим новое. Потом появится еще один энтузазист — будет лепить дорожки для детских колясок, и про велодорожки забудут. Затем еще один вспомнит про обладателей роликовых коньков, и так — до бесконечности..."

- а я вот поддерживаю Александра Фрязинова и благодарна ему. Человек "загорелся" постройкой велодорожек, смог "протолкнуть" идею в администрацию и в итоге его идея реализовалась. Ему было интересно именно это, и у него получилось, и многие жители — велосипедисты ему благодарны. Кстати, детей учить кататься там очень удобно, все легче ехать чем по плитке.

Если найдется энтузиаст и сможет протолкнуть идею дорожек для детских колясок (только не за счет газонов, конечно), то поверьте, ему будут благодарны очень много мамочек.

А раз вы такой радетель за тротуары, то заделывайтесь "энтузазистом" и вперед, в администрацию. А то критиковать у монитора так легко..
ответная реплика
Большой У-у-ухБольшой У-у-ух6 апреля 2014 в 22:30
А по другой стороне дороги, им не гуляется? Там воздух чище, рынок от дороги защищает!. И вообще удивляет дикое желание мамочек погулять с ребенком вдоль дороги ( почти все велодорожки расположены очень близко к автодороге), ну что прямо все тротуары в городе разбиты? Ну вот на этой фотографии- ну куда идет семья погулять с ребенком? Поближе к гаражам? К автосервисам, автомойкам? Ну и к минке поближе!!! И вот опять проглядывается неравноправие пешехода и водителя (вело-, авто-, мото-) Водителю ничего нельзя- он все портит, он во всем виноват. Плохо припарковался(оправдание- нет парковки не подходит)- опять дурак. А пешеходу как-то все можно. Ну если НЕТ здесь тротуара- ЗНАЧИТ гуляйте в другом месте, там где он есть!!!
ответная реплика
Andrey BobrovAndrey BobrovБольшой У-у-ух6 апреля 2014 в 23:21
Надо просто всем соблюдать ПДД и тогда будет порядок.
ответная реплика
Большой У-у-ухБольшой У-у-ухAndrey Bobrov7 апреля 2014 в 08:42
Ключевое слово ВСЕМ!!! Город устал от пешеходов снующих где можно и не можно! От велосипедистов почему-то решивших, что они главные на пешеходном тротуаре! Авто-хамов, сующих свои машины на газоны и тротуары! Может просто нужно каждому начать с себя! Изучить правила ПДД и донести их до своих детей. Объясняя не только то, что им должны, но и их обязанности.
ответная реплика
Andrey BobrovAndrey BobrovБольшой У-у-ух7 апреля 2014 в 09:02
Ну да, как-то так.
ответная реплика
ConstConstБольшой У-у-ух7 апреля 2014 в 13:16
Все такие классные! Учат детей ПДД, ставят машину красиво, рассказывают все это в интернетах, а кто тогда это все эти пидоры и автохамы?
ответная реплика
Andrey BobrovAndrey Bobrov6 апреля 2014 в 23:20
Считать , что все отлично знают, где находятся велодорожки и сидят на форумах — заблуждение.
ответная реплика
МарияМария7 апреля 2014 в 11:03
У меня детки двойняшки. Какие тратуары в городе, и как по ним тяжело возить коляску, и как трясет ребенка на плитках знаю не по наслышке. Но у меня ни разу не возникало мысли гулять по велодорожкам! Наоборот я очень обрадовалась, когда их сделали по тому, что надоело шарахаться от летающих с бешенной скоростью велосепедистов. И мне совершенно не понятно, зачем пешеходы всех мастей упрямо тащатся на велодорожку? Мамочки с колясками одинарными... Вот только не надо рассказывать про тряску на плитках, у одинарной коляски как правило хорошие большие колеса и амортизаторы... Да и сильно трясет разве что на комсомольском, но там как раз альтернативы нет... Мамочки с ходячими детками: вы действительно не понимаете, что если велосепедист собъет вашего ребенка, он будет по правилам ПДД прав, а для вас исход столкновения будет плачевен? Ну и в заключении просто праздношатающиеся без детей, колясок и т.д.: вам по тротуару религия ходить не позволяет? Или там плитки не по фен-шую уложены? Или может у вас конечности лишние? Или деньги девать некуда? Ведь если собьют, вы за свой счет не только свое здоровье и одежду в порядок приводить будете (см. ПДД)... Начинать всегда с себя нужно... Когда видишь велодорожку, напрочь перекрытую пешеходами, понимаешь, почему велосепедист едет по тротуару... Давайте уважать друг друга! И к стати тротуары в нашем городе в большинстве своем в нормальном состоянии. А там, где разбито, как правило есть альтернатива помимо велодорожки. Нужно просто перейти на другую сторону, а не переться с важным видом на велодорожку...
Отредактировано 1 раз
ответная реплика
Большой У-у-ухБольшой У-у-ухМария7 апреля 2014 в 11:34
Да просто половина мамочек выходят не с ребенком погулять, а себя показать, на других посмотреть. Собираясь на прогулку с ребенком одеваешь удобную обувь- гулять то долго (я вот со своими по3-4- часа гуляла, так как спали только на улице). Ни плитка не мешает, ни ямки на дорогах, а то что ребенка трясет-это полный бред, ребенок как правило привыкает к качанию, а многие не спят в стоящей коляске, их надо обязательно катать. Оправдание другое- если вышел на 30 минут на шпильке- то по плитке бродить не удобно, а по велодорожке гладко и ровно.
ответная реплика
МарияМарияБольшой У-у-ух8 апреля 2014 в 00:44
Когда мои дети были маленькие я мучалась с плитками, но у меня ситуация была иная: коляска была двойная паравозиком. Колеса маленькие и без аммортов. Когда по плиткам ехали, сильно трясло первую люльку. Но как раз тогда я обратила внимание, что люльки у одинарных колясок и двойневых где люльки вместе на плитках не трясет. Это была проблема конкретно нашей модели. Так что про тряску бред. Людям просто не хватает воспитания... Или уважения к остальным... Ну или просто мозгов... ;)
ответная реплика
LongwayLongway7 апреля 2014 в 13:38
Читаю комментарии и не понимаю почему все пишут "мамочки" да "мамочки"? Папы с колясками не гуляют что ли? Ну пишите "родители". И почему не написать "мамы", а только "мамочки". И так во многих новостях. Когда читаешь "мамочки", так и напрашивается продолжение типа "гуляют мамочки на каблучёчках по дорожечкам в городочке-сказочке с колясочками, в которых малюсенькие деточки".
И да, гулял с коляской, когда ещё велодорожек не было, качество тротуаров было не лучше, велосипедистов было не меньше. И ни чего, как-то вырос ребёнок. В чём проблема то?
ответная реплика
Angela KorolevaAngela Koroleva7 апреля 2014 в 16:40
Поддерживаю Александра Фрязинова !
ответная реплика
МарияМария8 апреля 2014 в 10:45
Велодорожки это хорошо! Единственное, обновить бы разметку на них, а то в некоторых местах совсем все стерлось... И хорошо бы было, если бы ГАИ стало контролировать соблюдение ПДД на них. Пешеходы еще по тому упрямо ходят по велодорожкам, что не понимают реальную угрозу жизни и здоровью, ведь велосипед это вроде не машина, не все представляют реальные последствия столкновения с велосипедом. И еще многие просто не воспринимают велодорожку как проезжую часть. Им кажется, что это как тротуар. Что сделаешь, видимо мы еще не на столько цивилизованные, для нас велодорожка сродне экзотике, мы не знаем, как себя правильно на ней вести. Как раз не хватает сотрудников ГАИ, которые бы словами, а может и штрафами разъяснили нашему народу, что велодорожка это такая же проезжая часть, как и автомобильная дорога, и что праздношататься по ней нельзя.
И большое спасибо Александру Фрязинову за его инициативу и желание сделать город лучше! Побольше бы таких людей! ;)
ответная реплика

Просмотров: всего 2882