В 2012 году в малом подмосковном городе Краснознаменске за счет городского бюджета была построена велосипедная кольцевая дорога длиной в 5,5 км.
А в 2013 году администрация города поддержала проект строительства велопути к железнодорожной станции Крекшино.
Александр Фрязинов, сторонник развития городского велосипедного движения Краснознаменска, рассказал проекту VeloMesto о велосипедизации в его городе, о взаимодействии с властями и о том, что надо делать, чтобы велоинфраструктура появилась и в вашем населенном пункте.
Velomesto: Александр, расскажите, кто начал продвигать проект кольцевой велодорожки в администрацию и как вообще всё начиналось?
А.Фрязинов: Для начала напомню: мой 40-тысячный город Краснознаменск – почти наукоград, работающий на военный космос, со статусом ЗАТО, достаточно изолированный от окружающих поселений, с образованным и самым молодым населением в Московской области. Соответственно, в городе самая высокая рождаемость в МО, самый большой % детей.
Ещё одна особенность – боевые и актуальные местные интернет-форумы, давно вытеснившие в сознании горожан официальные СМИ (недавно даже начат успешный экспорт форумных технологий в соседние сонные города). Все ветви власти начинают день с их просмотра и весьма озабочены своим интернет-реноме.
Пожалуй, идея велодорожек возникла в процессе довольно жесткого обсуждения нового генплана города на форуме. Напрямую к властям города с просьбой о велодорожках никто не обращался. С большим удивлением через полгода на публичных слушаниях по проекту генплана увидел там велодорожки! Проект делал ГУП МО «НИиПИ градостроительства». Включение велодорожек в техзадание на проектирование в конце 2011 года, выделение 15 млн. руб. на их строительство в 2012-ом – заслуга Администрации города и её руководителя М.В. Сапунова. Генплан принят в июне 2012, в июле начали строительство, осенью закончили. Особое достижение - велосветофоры, пока единственные в московском регионе, и похоже, в стране:
V: С какими проблемами вы столкнулись во время реализации проекта кольцевой велодорожки?
А.Ф.: Никаких велосипедных традиций, как например, в Дубне, город не имел. Трассировку велодорожки несколько раз меняли. Из построенных 5,5 км 5 км – новые изолированные, метров 500 нарисованы на существующем асфальте. Стандарт прокладки – траншея в грунте глубиной 0,5 м, песок, гравий, крошка б/у асфальта, слой 6 см нового асфальта. По краям бортовые камни, уложенные плашмя заподлицо с асфальтом. Ширина двухсторонних велодорожек – 2,1 м. Маловато, но народ уже привык, за год столкновений при разъезде не было.
Трудно дались пересечения с тротуарами и автодорогами. Некоторые места лепили от досады и отсутствия опыта, как могли.
Порвали мини-трактором некоторые коммуникации коммерсантов, сделанные на глубину менее установленного 1 метра.
Нам удалось отговорить проектировщиков от покраски всей поверхности велодорожки краской, как от бессмысленной затеи.
Прошедший год городские объекты оснащались велопарковками.
Увы, недоглядели, и снабженцы закупили не самые удачные конструкции. Но и они не пустуют:
Из текущих проблем: ГАИ в упор не желает видеть, что в городе есть велодорожки, и не хочет заходить на них. Просто периодической демонстрации кепки инспектора достаточно, чтобы порядка было больше. Никто не занимается с детьми в школах (а надо и в детсадах!), как передвигаться по дорожкам. Дорожную азбуку детям преподают по замшелым шаблонам. Бюрократия-с… Спасибо, что автомобилисты города очень аккуратны на велопереходах - всегда пропускают (на всякий случай).
V: После прочтения краснознаменского форума стало понятно, что были и другие проблемы: изменилась ли как-то ситуация с пешеходами на велодорожках, привели ли в порядок тротуары, поврежденные при строительстве, и те, которые пришли в негодность от старости?
А.Ф.: С пешеходами сложно. Посторонних в городе нет - он закрытый. Где проложены велодорожки, все отлично знают. То есть там ходят только принципиально считающие возможным прогулки по велодоржке. Треть постов темы городского форума по велотеме – про это. Основные оправдания: «сначала почините тротуары рядом; мне так ближе/удобнее; здесь ровнее, не трясёт ребенка в коляске; велодорожки – для всего, что на колёсах; а вот я буду здесь ходить». Коронный номер – две мамы с колясками перекрывают обе велополосы, идут и беседуют.
Основной неубиваемый аргумент: «Если вам плевать на взрослых велосипедистов, то как вы смеете подвергать опасности велодетей, их на велодорожке – половина. Прекратите выпячивать своё ЭГО». Хотя за год эксплуатации – пока только
одна сломанная велорука из-за пешеходов на дорожке.
Отдельно хочу обратиться к роллерам: по европейским стандартам вы относитесь к пешеходам, ваше катание по велодорожке опасно. А вот самокатам - зелёный свет.
Да, мини-тракторы подрядной фирмы при прокладке кольцевой ВД изрядно попортили газоны, побили тротуары из плитки. Весь 2013 год исправляли и обновляли. Последствия уже незаметны. Конечно, сплошной переделки тротуаров не проводили, только замена участками асфальта. Напомню, на душу населения в Краснознаменске приходится около 33 тыс. рублей городского бюджета, в Москве – около 120 тысяч! Мы не шикуем. Прикиньте ситуацию на свои города.
А.Ф.: У сети городских велодорожек есть радиальный участок к городской лыжной, а в будущем лыжероллерной трассе. Предлагается продлить его в сторону железнодорожной станции Крекшино. Так сложилось, что Краснознаменск вообще не имеет выхода на Киевскую ветку электричек, и на автобусах тоже, хотя находится рядом. Администрация города проект поддерживает и готова реализовать, но с областным софинансированием. Я понимаю такую позицию: шальных денег в городской казне нет, через полгода местные выборы, с электоратом надо поаккуратнее. Областное правительство давно получило наш запрос о помощи, но пока медлит. Налажены личные контакты. В целом, новая команда транспортного блока подмосковного правительства молода и энергична. У нас неплохие перспективы.
V: Что, по вашему мнению, является главным движущим моментом велосипедизации небольших городов: личная инициатива, группы активистов, желания администрации?
А.Ф.: Везде по-разному. В условиях вертикали власти и придушенного гражданского общества в большинстве случаев в передовиках будут мэры-энтузиасты, особенно, если им помогут сверху. Не забывайте, почти все малые города сидят на областных субвенциях. Думаю, есть немало «латентных» мэров-энтузиастов, которых общественники могли бы «разбудить» и снабдить вечно спешащих руководителей необходимыми «выжимками» информации на тему.
Велообщественность обычно объединяется вокруг неформальных лидеров. Можно только пожелать им терпения и стойкости при временных неудачах.
Очень часто крутые байкеры тянут одеяло общего дела в свою сторону: хотим трассу для триала – вот туда и деньги, а по городу мы и так ездим. Но это же чисто спортивный объект, к транспорту не причастный! Им дорога – в отдел спорта с его отдельным бюджетом. В нашем городе давно есть небольшая триальная трасса - что-то от неё велосипедизация не продвинулась.
Велодорожки – для начала, для неохваченных ранее категорий: бабушек, мужичков с брюшком, дам среднего возраста, которые ездят на простых городских велосипедах. Без велодорожки они на байк точно не сядут. А главное – для детей, теперь родители спокойно отпускают их кататься по городу. Уже ради детей в малых городах игра стоит свеч.
V: Для только начинающих развивать велосипедную инфраструктуру городов какой посоветуете алгоритм работы? Что делать, если люди хотят построить велодорожку в своем городе?
А.Ф.: Абсолютно необходима широкая дискуссия на общих городских форумах (в моём городе вообще нет отдельного велоресурса). Неоценимы рассказы очевидцев о зарубежной и особенно отечественной велоинфраструктуре с картинками. Регулярно обновлять велотемы форумов интересными новостями (спасибо журналу Веломесто и другим источникам). Обыватели и чиновники должны понять: велосипедизация - это реально и принесёт пользу.
Не лениться вступать в полемику со скептиками. Пример из Краснознаменска: «Велодорожки конечно круто, но почему двор моего дома до сих пор напоминает поле боя у Прохоровки? Ведь для его ремонта нужны те же материалы, те же рабочие? Как всегда, популизм. До кучи к велодорожкам можно придумать, что у нас в городе существует проблема с гибелью диких животных на дорогах и понастроить спецпереходов. Красиво, дорого, инновационно».
Попробуйте обратиться к бизнесу. Например, я сейчас
«раскручиваю» строительную фирму, возводящую хороший жилой квартал на дальней окраине города, на километровую дорожку до городского велокольца. Выложил им подробную трассировку. Цена вопроса – 3,5 млн. руб. Прошу продемонстрировать на деле социальную ответственность своего бизнеса, помочь будущим жильцам передвигаться по городу. И ведь сами в накладе не останутся, квартиры охотнее будут покупать в нынешний кризис!
Отдельная статья – гласная и негласная работа с чиновниками. Публикация писем и ответов на них. Пришла отписка – сразу отправляйте новое письмо с конкретными уточняющими вопросами: кому поручено, сроки исполнения, сколько денег/тонн/километров? Проведите городской велопраздник – чиновникам придётся согласовывать, участвовать. Появятся неформальные контакты. Появится велообщественность. Ищите источники внешнего софинансирования велопроектов.
Друзья, не варитесь в собственном велосоку, идите в люди!
Комментарии 17
И большое спасибо Александру Фрязинову за его инициативу и желание сделать город лучше! Побольше бы таких людей! ;)
И да, гулял с коляской, когда ещё велодорожек не было, качество тротуаров было не лучше, велосипедистов было не меньше. И ни чего, как-то вырос ребёнок. В чём проблема то?
Вдоль госпиталя тротуар просто смели, как будто там никому ходить не надо. И как быть?
Тоже самое на пешеходной дорожке к 1-му КПП. Из-за постоянных криворуких ремонтов каких-то подземелий превратили в г..но пешеходную дорожку. Она на большом участке скрыта водой. Даже в жару. И что, как теперь там пройти?
Я уже не говорю о проходе к лыжной трассе. Велодорожку слепили, а тротуар?
По мне, так сначала на городские деньги надо было закатать в асфальт все тротуары, особенно там, где положили эту дебильную плитку. И проложить там, где их еще нет. А потом уже лепить велодорожки. Но у нас — как всегда. Бросаем, что построили и лепим новое. Потом появится еще один энтузазист — будет лепить дорожки для детских колясок, и про велодорожки забудут. Затем еще один вспомнит про обладателей роликовых коньков, и так — до бесконечности...
И кстати, какого лешего велосипедисты, вместо того, чтобы ездить по своим дорожкам, все равно прутся по проезжей части? В 10-ти метрах справа есть дорожка — нет, крутит педали перед носом машин.
По поводу планов: велодорожку надо проложить вдоль улицы Автомобилистов, минимум, до очистных. Сделать, конечно, это затруднительно, но надо. Именно там особенно опасный для велосипедистов участок. И именно там их особенно много. Вдоль забора с 59-кой придется объединить тротуар и дорожку. Ну и забор на метр-полтора от дороги сдвинуть — иначе столбы мешают.
- а я вот поддерживаю Александра Фрязинова и благодарна ему. Человек "загорелся" постройкой велодорожек, смог "протолкнуть" идею в администрацию и в итоге его идея реализовалась. Ему было интересно именно это, и у него получилось, и многие жители — велосипедисты ему благодарны. Кстати, детей учить кататься там очень удобно, все легче ехать чем по плитке.
Если найдется энтузиаст и сможет протолкнуть идею дорожек для детских колясок (только не за счет газонов, конечно), то поверьте, ему будут благодарны очень много мамочек.
А раз вы такой радетель за тротуары, то заделывайтесь "энтузазистом" и вперед, в администрацию. А то критиковать у монитора так легко..